Традиции воинских искусств уходят в глубину веков. В каждом племени, народности, в той или иной мере, постигались тайны воинских искусств, ведения боя, военных действий в целом. С незапамятных времен народам приходилось защищать себя от чьего-либо нападения извне. И пока в нашем мире неспокойно, пока люди бьют друг друга из-за своих жизненных интересов, обладания материальными ценностями, за лучшее место под солнцем, все это время знание военного дела, воинских искусств будут востребованы государством и отдельными людьми.
Вообще-то считалось и считается, что воспитание подрастающего поколения в военно-патриотическом направлении является важнейшей частью воспитания в целом и государственным делом. Применение знаний и опыта воинских искусств, в каком виде они сохранились по настоящее время, отвечает всем запросам в направлении военно-патриотического воспитания. Наряду с этим, есть еще очень важное стратегическое направление любого государства — здоровье нации, под которым подразумевается функциональная длительная деятельность на благо общества каждого человека, его здоровье и возможности. И на этот национальный запрос ответит область знаний, отражающаяся в воинских искусствах всего мира. То есть в традициях единоборств сформировались два очень четких направления: чисто воинское и лечебно-оздоровительное. Для развития качеств, необходимых для жизнедеятельности: сила, быстрота, гибкость, ловкость и т. д. необходим важнейший фактор — здоровье. Для достижения полноты здоровья, способности восстановить организм после длительной нагрузки существуют разработанные методики во многих школах, системах, направлениях единоборств. Особенно это развито, как и воинские искусства в целом, на Востоке, где не просто сохранились традиции, но и стали частью культуры.
В современном мире наибольшим дефицитом оказывается наличие здоровья в теле интеллектуально развитого человека. Человек становится заложником своего порождения, имя которому — научно-технический прогресс, продукты которого: загрязнение окружающей среды, отсутствие физической нагрузки на фоне огромной эмоционально-психической и умственной. В результате дисгармония внутренней природы человека, разрушение здоровья, деградация нации. Отсутствие жизненных сил, которое приводит к патологическим изменениям в человеческом организме, т. е. к ослаблению и ухудшению здоровья, в последнее время, очевидно, влияет и на наследственный фактор. Исследования показывают, что за последнее десятилетие произошло ухудшение здоровья детей школьного и дошкольного возраста. Только 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 50% имеют морфофункциональную патологию, 40% — хронические заболевания. Среди всех групп населения России наиболее неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья отмечены в подростковом возрасте (15 -17 лет), именно в этой группе наблюдается самый значительный рост общей заболеваемости (период 1993-1997 г.г. — в 1,3 раза). За последний год показатель годности к военной службе составил 69,5%. За 3 последних года в 2 раза увеличилось число лиц, получивших отсрочку из-за низкого физического развития.
Всем людям остается только понять, что уберечься от грядущего вырождения нации поможет один из немногих способов — физическая активность, занятия физической культурой и спортом. Известно, что хронический дефицит двигательной активности в режиме жизни современных школьников стал реальной угрозой их здоровью и нормальному физическому развитию. Так, при обследовании школьников с низким уровнем двигательной активности у большинства было установлено нарушение осанки, уплощение стоп, частая (более 4 раза в год) заболеваемость острыми респираторными инфекциями (ОРИ), связанное со снижением общей иммунологической реактивности организма. У 43% из них обнаружена близорукость; у 38% — ожирение Ml степени с увеличением жирового компонента массы тела, у 24% — повышенное артериальное давление. У всех снижен уровень физической работоспособности и двигательных качеств. И детский травматизм, рост которого в последние годы стал отчетливым, чаще встречается именно у этой группы детей.
Чтобы исключить негативное влияние гипокинезии на растущий детский организм, нужна не менее чем неорганизованная двухчасовая двигательная активность или одночасовые ежедневные организованные занятия физическими упражнениями высокой интенсивности. К сожалению, ежедневные уроки физической культуры в школах пока нереальны. Поэтому следует искать другие пути увеличения объема интенсивности двигательной активности школьников. Кроме усовершенствования самого урока физической культуры, его эффективности, необходимо расширять применение других форм физического воспитания в режиме дня школьников, в том числе и во внеурочное время. При этом главная задача педагогов — пробудить в детях желание регулярно заниматься физическими упражнениями и спортом и дать навыки для самостоятельных занятий. Восточные единоборства, как показывает практика, возбуждают интерес у детей, приковывает их внимание не только экзотичностью вида, но и видимым эффектом всестороннего развития.
Научные исследования свидетельствуют о том, что систематические занятия физическими упражнениями, существующими в арсенале единоборств, способствуют гармоничному развитию детей, повышают их физическую и умственную работоспособность, защитные свойства организма, совершенствуют его способность к мобилизации функциональных возможностей и более экономичному выполнению мышечной работы. Под влиянием рациональных физических нагрузок происходит перестройка функций отдельных органов и систем, а также взаимоотношений между ними. Заболеваемость детей, регулярно занимающихся физическими упражнениями по программе восточных единоборств, значительно ниже, чем у их сверстников, испытывающих гипокинезию. Это объясняется тем, что умеренные физические нагрузки повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды и поэтому являются важнейшим средством укрепления здоровья и профилактики заболеваний. При этом активизируются буквально все физиологические механизмы защиты организма и факторы иммунитета.
Инструктор Лунцевич С.В.